09 февраля 2022 г.
Министр Кабылбаев. Эпоха преображения отечественной милиции

С именем Шракбека Кабылбаева связана целая эпоха в государственном строительстве советского периода. Знаковая фигура. Знаменосец своего поколения.Посвятив себя без остатка выдающейся идее - утверждению законности и права - он вошёл в историю страны как убеждённый поборник справедливости. Общество обязано ему значительным улучшением нравов и права. Он вложил в эту важнейшую сферу отношений всю страсть, весь свой профессиональный опыт. Всё своё выстраданное понимание жизни и людей.

Он родился в несравненных раздольях Сары-Арки, в Абыралы, там, где союз гор и степей олицетворяет фантастическую гармонию природы. В этом дивном краю, где, казалось, сама Вечность была не прочь отдохнуть посреди изумрудных долин и хрустальных родников, что ни могила - то сокрытая легенда, что ни камень - то сказание. Там старики, каждый раз с потаённой грустью провожавшие закатное Солнце, больше всего желали сыновьям мудрости и терпения. По их достоверной версии, иных путей к счастью на свете просто не бывает. Самородок, ставший классиком, Кабылбаев навсегда сохранил верность родному порогу, его идеалам. Родина для него всегда означала нечто большее, чем территория. В ней был заветный источник, питавший его чуткое, умное сердце.

В 1931 г. Ш. Кабылбаев с отличием окончил Семипалатинский педагогический техникум по специальности «учитель математики в начальной школе». Первоначально работал препо­давателем математики, позднее возглавлял учебную часть школы Строительного ученичества (г. Жана-Семей). В 1931-1932 гг. трудился инспектором городского отдела народного образова­ния, заведующим образцовой семилетней школой колхозной молодежи г. Жана-Семей Семи­палатинской области.

В 1932-1933 гг. проходил службу в рядах Красной Армии в Кавалерийском национальном полку г. Алма-Ата. После демобилизации поступил на службу в правоохранительные органы республики. Начинал службу практикантом Актюбинского областного отдела ОГПУ Казахской ССР, позднее был назначен уполномоченным 4-го отделения Особого отдела УГБ г. Алма-Аты Управления НКВД по Казахской ССР. Работал оперативным уполномоченным Особого отдела, 5-го отделения 3-го УГБ г. Алма-Аты Управления НКВД по КазССР. В 1938 г. по состоянию здоровья вышел на пенсию.

На оперативные курсы по линии НКВД в Алма-Ате его направили совсем молодым, ещё в начале 30-х годов, после службы в Красной Армии. В активе курсанта к этому периоду был диплом Казпедтехникума в Семипалатинске - одного из престижных учебных заведений, которое в своё время окончили великие умы - Каныш Сатпаев, Мухтар Ауэзов, а также ряд других, ставших впоследствии именитыми, - учёных, литераторов, журналистов, государственных и общественных деятелей.

Одним из знаковых исторических событий военных лет является тот факт, что 29 декабря 1941 года Ш. Кабылбаев возглавил казахстанскую делегацию, прибывшую в расположение воевавшей на Западном фронте Ордена Красного Знамени 8-й гвардейской стрелковой диви­зии имени генерала И.В. Панфилова.

События тех лет так описаны Шракбеком Кабылбаевичем: «Наша делегация прибыла на станцию «Н» 29 декабря. На вокзале нас уже ждал представитель дивизии – комиссар штаба т. Фролов. Крепко пожав руки, он пригласил нас в штаб. Здесь мы были представлены коман­диру дивизии генерал-майору т. Ревякину и комиссару дивизии т. Егорову.

Чекистская практика продолжилась в штате Управления госбезопасности НКВД Казахской ССР, где он с честью прослужил несколько лет. Годы спустя - новое назначение: в ЦК партии, руководителем административного отдела. В ведомстве данного участка были центральные управления МВД, КГБ, прокуратуры, Верховного суда, Министерства юстиции, военных организаций, ДОСААФ, а также плановых, торгово-финансовых органов Республики.

В отдел, возглавляемый Шракбеком Кабылбаевым, стекалось море информации. На её основе готовились материалы для рассмотрения на заседаниях Бюро, Секретариата ЦК партии, Правительства Республики. После этого принимались судьбоносные как для общества, так и для каждого его члена, решения.

Время было непростое: бушевал огонь репрессий. Это особая, содержащая и до наших дней немало тайны, зловещая страница в истории Советов. Был случай, когда к Шракбеку Кабылбаевичу за санкцией на арест Мухтара Ауэзова обратился руководитель КГБ республики. О готовящемся произволе Кабылбаев срочно доложил Первому секретарю Центрального Комитета партии Жумабаю Шаяхметову. Тот, в свою очередь, незамедлительно встретился по этому поводу с секретарём ЦК ВКП (б) Георгием Маленковым в Москве. Переговоры на столь высоком уровне помогли уберечь национального гения от произвола НКВД. На его счастье - в нужное время, в нужном месте оказался Шракбек Кабылбаев. На свете всегда находится кто-то, готовый, не раздумывая, спасти истину. К большому огорчению тех, кто торопится её утопить. Интересно, что и тех, и других земля одинаково терпит уже миллионы лет...

После успешного окончания Высшей партийной школы при ЦК КПСС, в жизни Кабылбаева начался судьбоносный этап, непосредственно связанный со сферой правового урегулирования. Он стал первым должностным лицом в системе органов внутренних дел Республики - Министром. Шёл 1954 год. В работу пришлось уйти, что называется, с головой. Да и сложившаяся к тому времени обстановка на участке - не оставляла времени для особых размышлений. Слабая техническая оснащённость, недостаточное жалованье сотрудников, острый дефицит служебных помещений, жилья - всё это снижало эффективность работы милиции. Престиж профессии неукоснительно падал. Факт более чем настораживающий. Вдобавок, криминогенная обстановка в стране из-за послевоенного кризиса оставалась весьма сложной. Преступность обретала неслыханные размеры. Только по линии особо тяжких ежегодный рост шёл по нарастающей, приблизительно на 30 процентов.

Фото статьи
Щелоков Н.А. в полку

Свои неповторимые реформы Министр начал с самого животрепещущего вопроса: с заботы о людях. Кстати, все великие реформаторы в истории начинали свои успешные проекты именно с этого. Другого пути к успеху в общественном деле просто не существует. Ведь именно человек - его ум, энергия, опыт - приводит в движение весь замысловатый механизм прогресса. Коммунисты любили приводить на этот счёт известную формулу: «... Люди, раньше всего другого, должны есть, пить, иметь жилище - прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.», - из речи Ф. Энгельса на могиле К. Маркса.

Фото статьи
Щелоков Н.А. в головном полку. Алма-Ата. Март 1968 г.

Для воплощения своих планов Шракбек Кабылбаев сполна использовал и наработанный в терниях жизни опыт, и безупречный авторитет, и многочисленные связи. На деловых переговорах в правительстве ему помогало умение убеждать, находить единомышленников.Нередко его вдохновенные проекты получали поддержку и в МВД СССР, лично Министра Николая Щёлокова. Надо отметить, что там, в вышестоящем ведомстве в Москве, он был на особом положении. С ним считались. Его уважали. Место в президиуме на высоких собраниях для него было строго индивидуальным. Он действовал как опытный командир: энергично, мужественно, стратегически взвешенно. Распределял ресурсы и время со знанием их истинной цены. Пройдёт какая-то пара-тройка лет, и все подразделения МВД в Республике ощутят свежее дыхание перемен.

Оживлённую масштабную стройку правовое ведомство под его началом стало напоминать уже с середины 50-х. Энергичными темпами возводились жилые дома, административные здания. По особому распоряжению правительства, в связи с освоением целины, - строились дороги, производственные и социальные объекты. В выполнении этих заказов был задействован и контингент отбывающих срок наказания в исправительно-трудовых колониях. Кстати, на территории ИТК в те годы заметно ожили цеха и производства. Модернизация разворачивалась уверенно и неуклонно - будто вдруг в нужную сторону повернулась стрелка невидимого компаса.

Милиция - эта важнейшая структура исполнительной власти - наконец, после многих лет запустения, ощутила на себе действительно государственный подход. Повысилась зарплата личного состава. Была снята острота жилищной проблемы. Начали строиться ведомственные больницы, санатории, Дома культуры, спортивные объекты.

Улучшилось техническое обустройство всех служб внутренних дел. Обеспечение транспортом, устойчивой связью, использование ЭВМ на отдельных участках - всё это напрямую отражалось на раскрываемости преступлений, на более полном обеспечении мер по безопасности граждан.Обладая перспективным видением, Шракбек Кабылбаев уделял особое внимание преобразованиям самой структуры внутренних дел. По его мнению, она должна была стать мобильнее, гибче.

Созданные при нём дежурные части позволяли оперативной службе быстро реагировать на поступающие сигналы о правонарушениях. Для тех, кто работал в ночную смену, было организовано горячее питание. Повсеместно на предприятиях, в учебных заведениях создавались добровольные народные дружины, комсомольские оперотряды - незаменимые помощники милиции по обеспечению порядка в общественных местах. Он был прирождённым максималистом. Никогда не останавливался на полпути, не делал что-то наполовину. Восстанавливая разрушенное здание, мечтал на его месте построить светлый дворец.

Обеспечив личный состав достойным уровнем оплаты труда и социальной защиты, Шракбек Кабылбаев продолжил политику обновления. Он был одержим стремлением вернуть милиции уважение народа, восстановить утраченное доверие. В этих целях широко использовал газеты, радио, телевидение. Под его редакцией стали выходить книги: сборники статей, очерки о трудовых буднях советской милиции. В них шёл доверительный рассказ о задачах, стоящих перед личным составом. О риске, которому ежедневно милиционеры подвергают себя при выполнении служебного долга. О мужестве, которое проявляют многие из сотрудников в сложнейших спецоперациях. «Синие шинели», «Преступления могло не быть», «Особое назначение», «Бессменный патруль» - каждая из этих книг вышла большим, в 300-400 тысяч экземпляров, тиражом, и имела большой общественный резонанс. Издательства были завалены отзывами читателей. В каждом письме - благодарность стражам правопорядка, волнующие человеческие истории...

Это дорогого стоило. За многие годы бесславия, обнищания, деморализации - советская милиция обрела второе дыхание. Был восстановлен высокий статус службы. Люди в милицейской форме вновь стали восприниматься в обществе как выразители народных чаяний и интересов. Роль генерала Шракбека Кабылбаева в этой победе морали над косностью - была просто неоценимой. Вообще, вся его деятельность на посту Министра внутренних дел Казахской ССР, в общем счёте составившая 12 лет, представляет собой опыт бесконечного преодоления. Ломка старых основ и строительство новых дались этому выдающемуся управленцу эпохи социализма ценой невероятных усилий. Путь его вовсе не был усыпан розами.

События в Темиртау в августе 1959 года, повлёкшие за собой человеческие жертвы, нанесли глубокую рану сердцу Шракбека Кабылбаевича. Его незаконно обвинили в превышении полномочий. Освободили от должности Министра. Пока девять месяцев длилось следствие по уголовному делу, он мужественно держал удар.У победы, известное дело, бывает много отцов, только поражение - всегда сирота. Он превозмог все издержки, которые выпадают на долю человека в период неопределённости. Выстоял, выдержал, потому что в глубине души не терял надежду: сила - в правде. Только за неё нужно бороться. Правду всегда надо спасать от лжи.

Он победил. Невиновность была доказана в суде. А через несколько лет - новое назначение, вернее - повторное: опять Министром внутренних дел! Редчайший случай в правительственной кадровой политике. Не теряя ни минуты драгоценного времени, он вновь продолжил свои реформы. Совершенствовал принципы и методы руководства. Внедрял прогрессивные идеи. Одна из них - автоматизированная система регулирования уличного движения в Алма-Ате, в начале 70-х. Она не имела аналогов в огромном пространстве СССР. По данному опыту в столице Казахстана была даже организована международная научно-практическая конференция..

Он продолжал пребывать в состоянии перманентной занятости. Всегда - в плену свежих идей, неизменным образом осенявших его живой ум. Неодолимая страсть скорейшего воплощения деловых перспектив не давала ему покоя. Он будто торопился жить, чтобы больше успеть сделать - типичная черта мудрых людей.

Ещё одна из его эпохальных заслуг - открытие ведомственных учебных заведений в системе МВД республики. Задача многотрудная. До него никто не мог к ней подступиться. Хотя вопрос десятилетиями стоял ребром. Ведь работников правопорядка с высшим образованием по всей стране можно было посчитать по пальцам. Остальные имели среднее образование. У иных и его не было: один только доморощенный опыт. Всё это плодило известные издержки. Открытие сети учебных заведений по подготовке специалистов для органов внутренних дел стало настоящей революцией в организационно-кадровой работе внутри ведомства.

Под личным руководством Министра Шракбека Кабылбаева в 1956 году была открыта Алма-Атинская специальная школа милиции, ныне - Алматинская академия МВД Республики Казахстан. Позже в Павлодаре стала функционировать межобластная школа младшего и среднего состава сотрудников органов внутренних дел. Годы спустя, специальные учебные заведения были открыты в Темиртау, Чимкенте, Кустанае.

А 10 октября 1969 года, согласно Постановлению Совета Министров СССР, распахнул двери первый в республике специализированный вуз по подготовке высококвалифицированных юристов - Карагандинская Высшая школа МВД СССР. Это учебное заведение впоследствии стало настоящим флагманом подготовки юридических кадров. Из её стен вышло немало замечательных специалистов, внесших весомую лепту в укрепление правового поля страны. Являясь признанным профессионалом в области юриспруденции, Кабылбаев глубоко знал природу, силу, законы развития правовых отношений. Согласно его воззрениям, общество, как и государство, надо рассматривать не как механизм, а как живой организм, развивающийся, как всё органическое в окружающем мире, по объективным законам, которые надо постоянно познавать, изучать. И ни в коем случае не игнорировать. Если какая-то часть этого социального организма - человек или группа людей - начинает вести себя вразрез существующим правилам - возникает конфликт. Великая миссия юристов - упреждать эти противоречия. Незамедлительно стремиться спасти справедливость, если на неё посягнули. Ведь именно эта важнейшая категория человеческих отношений является мерилом ценностей государства, его становым хребтом. Она и есть то бесценное благо, способное противостоять разрушительному хаосу. Справедливость, или, по иному - Право, необходимо яростно защищать, почти как живое существо от неминуемой гибели. Но прежде правозащитнику самому надо подняться на достойный уровень, считал Министр. Царство справедливости, в первую очередь, должно быть построено внутри себя. Юрист без нравственной основы опасен для общества..

Шракбек Кабылбаев - один из самых авторитетных руководителей Министерства внутренних дел Республики за все годы его существования запомнился также редким умением сочетать высокую требовательность к кадрам с исключительной демократичностью. Никогда не навязывая своих предварительных решений, он, как правило, одобрял разумную инициативу и помогал развить её.

Уверенный лидер умел так организовать дело, что каждому подчинённому, или руководителю подразделения, всегда предоставлялась возможность внести в работу свою долю творчества. Такая постановка только сплачивала людей, укрепляла чувство локтя. Как ни крути - один сотрудник, каких бы пядей во лбу не был, не может добиться того, чего можно достичь коллективом, сообща. Логика его мыслей всегда была обезоруживающе бесхитростна, и в то же время - мудра и внушительна. Окружающие внимали ей на веру, без малейшей доли сомнения. Может быть, именно поэтому те годы, когда он занимал пост Министра МВД в нашей стране - вошли в историю как незабываемые годы подлинного преображения отечественной милиции, всегда стоявшей в ряду важнейших институтов государственной власти.

Будучи педагогом по образованию и призванию, Ш. Кабылбаев ратовал за развитие ве­домственного образования в республике. Он стоял у истоков создания ведомственных учеб­ных заведений МВД Казахстана.

Шракбек Кабылбаев избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР 4, 5 и 8 созывов, неоднократно - членом ЦК Компартии Казахстана. Был награждён: орденом Ленина, орденом Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени.

С поста Министра внутренних дел республики ушёл на заслуженный отдых по личной просьбе в связи с ухудшением состояния здоровья в 1973 году. Приказом Министра внутренних дел СССР Н. Щёлокова за особые заслуги в сфере укрепления в стране законности и правпорядка его имя было внесено в Почётную Книгу МВД СССР.

Шракбек Кабылбаевич оставил этот мир в июле 1976 года, несколько лет спустя после ухода любимой супруги Казизы Мусиновны.

В последний путь видного государственного и общественного деятеля провожали: члены Правительства во главе с Первым секретарём ЦК Компартии Казахстана Динмухамедом Ахмедовичем Кунаевым, известные политики, писатели, учёные - вся широкая общественность, родные и близкие родственники.

Один из горячих патриотов нашей Родины Шракбек Кабылбаевич Кабылбаев похоронен на Центральном кладбище в Алма-Ате.

Фото
ГУЛЬЖИБЕК БЕКМУХАМЕДОВА Почётный журналист Казахстана
Другие новости