Популярное
Максим Брежнев: «Многие принципы реформы министра Н.А. Щелокова актуальны и сегодня»
«Благодарен судьбе, что мне довелось служить в органах внутренних дел»
12.09.2018
Пётр Никитович Шлыков родился 01 августа 1925 года в селе Васильевка Петровского (ныне Борского) района Куйбышевской (ныне Самарской) области.
Родился в крестьянской семье: отец — Шлыков Никита Илларионович, мама — Шлыкова (Никитина) Татьяна Мокеевна. На день начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 г. семья состояла из девяти человек: родители и семеро детей (шесть братьев и одна сестра). Пётр — четвёртый ребёнок в семье.
Петр Никитович Шлыков
«В июне 1941 года мне было 15 лет, но уже тогда, услышав о войне, решил, что обязательно должен быть на передовой. Однако это была несбыточная мечта, а пока необходимо учиться в школе и осваивать сельскохозяйственные машины, чтобы заменить ушедших на фронт. До конца декабря 1942 года учился в школе, а летом во время каникул работал комбайнёром от зари до зари, по 18-20 часов в сутки. Очень хотел стать лётчиком, но понимал, что школа не закончена и возраст не подходит…»
4 января 1943 года из родного села со школьной скамьи 10 класса, вместе с другими ребятами, Пётр Никитович был направлен в Третье Куйбышевское военно-пехотное училище, дислоцирующееся в Кинельском районе. В июне 1943 года из отдельных военных училищ, в том числе и третьего Куйбышевского, начался отбор юношей в воздушно-десантные войска.
«Тогда подумал: «Если не лётчиком, то поближе к ним». Впереди были прыжки с парашютом и годичная подготовка в ВДВ, которым присвоено звание «гвардейских».
С июня 1943 по январь 1944 г. его служба проходила в Московском военном округе: Шлыков П.Н. — сапёр 6-ой гвардейской воздушно-десантной бригады. С января 1944 г. — сапёр 99-ой гвардейской стрелковой дивизии, 113-го отдельного сапёрного батальона. В июне 1944 года армия, в которую входил и 37-ой гвардейский воздушно-десантный корпус и соответственно 99-ая гвардейская стрелковая дивизия, была направлена на Карельский фронт, где в составе 113-го отдельного гвардейского сапёрно-инженерного батальона получил боевое крещение.
С августа 1944 г. по апрель 1945 г. — десантные операции в Крыму, затем 2-ой и 3-й Украинские фронты, освобождение Венгрии, Чехословакии, Австрии.
В начале апреля 1945 года сильные кровопролитные бои разгорелись в Австрийских Альпах, где Шлыков П.Н. получил тяжелое ранение. День Победы 9 мая 1945 года встретил в госпитале.
«Самым счастливым и радостным днём в моей жизни был день Победы, который застал меня в Будапеште, в госпитале. Как сейчас помню, радостные и возбуждённые лица раненых и медперсонала. Несмотря на тяжёлые ранения больные, обнимались, плакали. Был солнечный день, и начальник госпиталя выступил с хорошей речью. Он сказал: «Дорогие мои, с сегодняшнего дня перестанет литься кровь, к нам не будут поступать больше раненые. Война закончилась!»
По выздоровлении Пётр Никитович продолжил военную службу в Центральной группе войск и Московском военном округе. Вновь прыжки с парашютом, новые боевые задания уже на Дальнем Востоке…
Имеет государственные награды: Орден Отечественной войны 1 степени, две медали «За отвагу», медаль «За боевые заслуги», медаль «За освобождение Праги», медаль «За взятие Вены», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль Жукова, Благодарности Сталина.
В марте 1949-го в звании рядового был демобилизован. Вернулся в родное село к родителям.
«Радости встречи с родными не было предела. Однако и горечь войны имела место: два старших брата-офицера: Николай и Дмитрий вернулись инвалидами, а младший - Александр (ушел на фронт после меня в 1944 году тоже 17 летним) погиб в звании ефрейтора в первом же бою на станции Бене в Латвии. Маме очень хотелось, чтобы я остался жить с ними в селе, тем более в то время была вакантной должность председателя сельского Совета и мне, как фронтовику, её предлагали с первых дней возвращения домой».
Но Шлыкова П.Н. окрыляли грандиозные планы: поступить в институт геодезии и картографии, стать геологом (ранение не позволило поступить в лётное училище). Однако до вступительных экзаменов ещё было время, поэтому решил не расстраивать родителей, сказав им, что хочет отдохнуть и помочь им по хозяйству.
На десятый день после возвращения Петра Никитовича к дому Шлыковых подкатил тарантас, запряженный лошадью, во двор зашёл человек в форме...
«Мы с мамой как раз доставали сено для домашних животных с сеновала. Оказалось, что к нам приехал начальник Петровского отдела борьбы с бандитизмом майор Астраханцев Василий Иванович, чтобы уговорить меня пойти на службу в ОББ и как можно быстрее, чтобы не потерять стаж службы. Мама сказала: «Он ещё не отдохнул». Для меня предложение было настолько неожиданным, что на ходу стал придумывать как бы вежливо отказаться. Говорил, что ещё нет паспорта, Василий Иванович ответил, что завтра оформят. Тогда я сказал, что надо доучиться в школе полгода и получить аттестат. Астраханцев сообщил, что имеется решение партийных органов, и школы обязаны выдать аттестаты тем, кто со школьной скамьи ушёл на фронт, не закончив 10 класс, поэтому с аттестатом проблем не будет, предложил подумать, и завтра он меня ждёт. Вечером с родителями мы обсуждали, как мне следует поступить. Они уговаривали меня остаться дома и согласиться пойти работать в сельский Совет. Всю ночь я не спал. Утром, сказав родителям, что поеду поступать на службу, уехал в районный центр Петровка. Действительно паспорт и аттестат мне оформили быстро, однако приказ о приёме на службу пришёл после тщательной проверки более месяца спустя»
В 1955 году Шлыков П.Н. был направлен на очное обучение в Ленинградскую школу милиции, которую успешно окончил в 1957 году и в сентябре по распределению направлен для дальнейшего прохождения службы в Похвистневский районный отдел милиции Куйбышевской области на должность оперуполномоченного ОБХСС. Уже через 4 месяца Петра Никитовича перевели на должность заместителя начальника райотдела.
«Похвистневский районный отдел милиции в то время размещался в небольшом ветхом бараке с печным отоплением, где практически не было условий для нормальной деятельности. Милицейский штат в то время был небольшой чуть более 30 человек: начальник РОМ Черкасов Иван Васильевич, замполит Пядеркин Иван Тарасович, два сотрудника уголовного розыска, два оперуполномоченных ОБХСС, два инспектора дорожной службы, 6 участковых, начальник паспортного стола, паспортист, 8 человек — охрана банка, 8 милиционеров, конюх, уборщица и т.д. Зато территория, которую обслуживали сотрудники райотдела, была намного больше, чем сейчас. Тогда в Похвистневский район входил ещё Камышлинский и два поселения Исаклинского района. Техники тоже было немного — 1 грузовая машина, 6 лошадей, 8 велосипедов и 1 мотоцикл. Из спецсредств были порошки (сажа и цинк) и гипс для снятия следов. Между тем, в среднем в год мы регистрировали около 150 преступлений различной направленности. И можно с гордостью сказать, что раскрываемость была выше средней по области — более 90%.
Работали в сложных условиях. Территория большая, транспорта нет. Порой, пока добирались до места происшествия, наступали сумерки. В сёлах электричества не было, осмотр места происшествия приходилось откладывать до утра. Иногда по нескольку дней жили, чтобы раскрыть преступление по «горячим следам». Несмотря на трудности, сотрудники вызывали восхищение: смелые, честные, порядочные, в основном фронтовики, смекалистые, наблюдательные, настоящие профессионалы, несмотря на отсутствие специального образования.
Как-то в феврале в селе Старый Аманак в своём доме была убита женщина. Уже потом, в ходе оперативно-розыскных мероприятий выяснилось, что убил ее мужчина, который неоднократно приобретал у неё самогон. В тот день она отказалась продать ему бутылку, они поссорились, и он в приступе гнева ударил её ножом. Затем, чтобы скрыть мотив и запутать следы, взял кое-какие вещички, закопал их около своего дома. Пришлось обследовать всё село, а раскрыть преступление помогла… бродячая собака, за поведением которой понаблюдал участковый Беззубов Константин Васильевич. Совершенно случайно собака раскопала эти вещи, и мы их обнаружили. Стали работать с подозреваемым, и он, в конце концов, дал признательные показания. Ещё запомнилось необычное преступление. В поселке Красные Пески неизвестный изнасиловал старушку. Несмотря на то, что бабушка была слепая, у неё был хороший слух, и ей показалось, что совершил злодеяние её сосед. Но вот доказательств его вины поначалу найти не удавалось. И тут опер Бережков Пётр Павлович обратил внимание, что у слепой потерпевшей в люстру ввёрнута лампочка. Спрашиваем: «Зачем Вам свет, если всё равно ничего не видите?» Бабушка отвечает: «Да я лампочки туда никогда не вкручивала». Когда вывернули из люстры непонятно откуда взявшуюся лампочку, сняли с неё отпечатки пальцев и сравнили их с отпечатками подозреваемого соседа, они совпали. После этого он признался, что лампочку ввернул он и, будучи в нетрезвом состоянии, совершил преступление».
Самара 60-х годов
В начале 60-х годов руководство УВД и местные партийные органы приняли решение о сносе старого и строительстве нового здания отдела, а также строительстве отдельного здания изолятора временного содержания. При этом до сведения начальника отдела Черкасова И.В. довели, что денег не выделят, обеспечат только строительными материалами. Коллектив единогласно, с небывалым энтузиазмом решил: строить своими силами, хозяйственным способом и в свободное от работы время. В течение нескольких недель барак снесли, 1 мая заложили фундамент. Лично Черкасов И.В. и Шлыков П.Н., без освобождения от должностей начальника и заместителя начальника отдела соответственно, работали каменщиками и выложили кирпичом: Иван Васильевич — восточную и южную части зданий отдела и изолятора, а Пётр Никитович — западную и северную часть зданий. Кирпич, цемент, лесоматериал доставлялись железной дорогой, вагон останавливали напротив улицы Советской г. Похвистнево на последнем пути и оттуда вручную сотрудниками милиции он переносился к отделу. Кранов на стройке не было, поэтому делались трапы на второй этаж и носили туда стройматериалы на себе. Личный состав Похвистневской милиции проявил себя в новом качестве: плотниками, электриками, штукатурами, малярами, слесарями, подсобными рабочими и прочими специалистами. И здесь помог фронтовой опыт. Причём, сотрудники отдела продолжали вести активную борьбу с правонарушениями, и раскрываемость преступлений в г. Похвистнево и Похвистневском районе оставалась на прежнем уровне: выше среднеобластных показателей. Всего за 7 месяцев были построены новые двухэтажное здание отдела и одноэтажное — изолятора. Конечно, за последние годы они разрослись и стали комфортнее, но, тем не менее, основу заложили сотрудники тех лет.
С 1962 г. Шлыков П.Н. заочно обучался и в 1967 г. успешно окончил Саратовскую высшую школу милиции. В 1969 г. был назначен начальником Похвистневского РОВД. В августе 1975 года по состоянию здоровья вышел на пенсию.
В трудовой книжке Шлыкова П.Н. имеется две записи — служба в Советской Армии, служба в органах МВД.
В эти годы помимо исполнения служебных обязанностей, Шлыков П.Н. трижды избирался депутатом Городского Совета народных депутатов и депутатом Районного Совета народных депутатов 10 и 11 созывов. За время работы постоянно избирался председателем комиссии по социалистической законности.
Шлыков П.Н. является Почётным гражданином городского округа Похвистнево Самарской области.
«Несмотря на трудности тех далёких лет, я вспоминаю их светло и ярко. Благодарен судьбе, что мне довелось служить в органах внутренних дел в милицейскую эпоху Щёлокова Николая Анисимовича и на себе испытать ветер перемен и реформ, результатом которых стало повышение служебного авторитета милиции, органов МВД у широкой общественности, трудовых коллективов граждан и возвращение доверия у населения. Именно этот период является самым важным в моей милицейской биографии, мне довелось работать под непосредственным руководством и лично общаться с такими выдающимися людьми, как А.И. Деревнин, В.П. Чистяков, П.М. Запорощенко, В.Л. Бойко, В.П. Николич. У каждого времени свои герои. Так вот героями моего времени, в том числе, были эти замечательные офицеры.
Когда я пришел на службу в Похвистневский районный отдел милиции в 1957 году, начальником УВД Куйбышевского облисполкома был Анатолий Иосифович Деревнин. Утверждая меня на должность заместителя начальника, похвалил за выбор профессии и очную учёбу в Ленинграде («молодец, не побоялся, поехал, поступил, выучился»), и с горечью сожалел, что в органах пока недостаточно квалифицированных кадров (в основном, образование сотрудников, включая начальников и заместителей начальника, было начальное — 4 класса или 7 классов общеобразовательной школы). Просил проводить работу с кадрами и направлять на обучение в вечерние школы (школы рабочей молодёжи), а по окончании — в специальные учебные заведения. Благодаря Деревнину А.И. в Куйбышеве появился учебно-консультационный пункт и филиал Елабужской средней школы милиции. Это очень помогло подготовить кадры без отрыва от производства. В 1963 году при возникновении следственных подразделений в системе МВД в Похвистневском райотделе уже со специальным образованием стали работать три следователя. Под руководством Анатолия Иосифовича мы начали процесс совершенствования оперативных служб: уголовного розыска и БХСС, участковых уполномоченных, службы охраны общественного порядка, ГАИ, вневедомственной охраны.
Очень много для Куйбышевской милиции сделал Василий Петрович Чистяков, последовательный сторонник инициатив министра Щёлокова Н.А., в 1968 году назначенный начальником УВД Куйбышевского облисполкома и продолживший начинания А.И. Деревнина. С 1969 года Василий Петрович доверил мне руководить Похвистневским отделом внутренних дел. При его личном участии в отделах, в том числе и у нас, создавались оперативные группы для экстренных выездов на места происшествий с целью раскрытия преступлений по «горячим следам», что мы фактически интуитивно в зачаточном состоянии начинали внедрять в конце 50-х годов. В ходе совершенствования системы дежурных частей значительно повысилась роль дежурных, они получили увеличение зарплаты, повышение звания до майора, стали называться дежурными помощниками начальника, соответственно повысился престиж должности. В нашем отделе образовалась очередь на замещение этой должности.
Мы на местах очень ощущали, как, благодаря реформам Щёлокова Н.А., повысилась грамотность сотрудников органов внутренних дел, значительно улучшилась материально-техническая база горрайотделов, стали улучшаться жилищно-бытовые условия семей сотрудников, росло их благосостояние, заметно поднялся престиж и рейтинг органов внутренних дел, из них уже не бежали, а, наоборот, переходили к нам работники партийных органов, судов и прокуратуры.
Сила этих руководителей в том, что они ценили кадры, всячески сохраняли их, грамотно направляли в нужное русло и не боялись взять на себя ответственность вместе с ними, а иногда и за них. При этом были требовательны к сотрудникам, как к самим себе. Никто не обижался. Мы в районах и малых городах постоянно ощущали их пристальное внимание, поддержку, заботу, но знали, если что не так, то мало не покажется, отвечать придётся по всей строгости военной службы. Были готовы к этому… Но старались не огорчать ни их, ни себя.
Светлая память и низкий поклон вам, наши уважаемые руководители, коллеги!»
В 1978 году Шлыков П.Н. по просьбе руководства УВД Куйбышевского облисполкома и Похвистневского РОВД создал и на протяжении 12 лет (до 1991 года) руководил добровольными народными дружинами города Похвистнево, которые особенно в вечернее время и по выходным дням оказывали правоохранительным органам значительную помощь в поддержании общественного порядка, задержании преступников, раскрытии и расследовании преступлений. В то время армия дружинников насчитывала более 600 человек.
В это же время и до 2005 года являлся бессменным народным заседателем в Похвистневском районном суде.
Шлыков П.Н. является родоначальником династии сотрудников правоохранительных органов в третьем поколении: дочь — майор юстиции (до поступления на очное обучение в институт, с 1974 г. по 1977 г. работала в Похвистневском районном отделе милиции секретарём. По приказу начальника УВД Куйбышевского облисполкома Чистякова В.П. была допущена к государственной тайне и ведению совершенно секретного и секретного делопроизводства); зять — подполковник юстиции (с 1977 г. по 1981 г. супруги вместе очно обучались в одной группе на судебно-прокурорском факультете Саратовского юридического института имени Д.И. Курского, по распределению выбрали МВД, отказавшись от работы в суде и прокуратуре. С 1981 г. по 2002 г. работали в одном кабинете в следственном отделе), старший внук — подполковник полиции (с 2001 г. по 2003 г. работал следователем следственного отдела при Похвистневском ГОВД, с 2003 г. по 2016 г. проходил службу в Управлении ФСКН по Самарской области, дослужил до должности начальника межрайонного отдела), младший внук — старший лейтенант полиции, проходит службу оперуполномоченным в МО МВД России «Похвистневский». Подрастающие правнуки Шлыкова П.Н. очень любят форменную одежду МВД, часто её примеряют на себя и мечтают продолжить династию.
В.П. Чистяков в кругу руководящих работников Куйбышевского УВД
Шлыков П.Н. и его большая семья в канун 100-летия со дня рождения уважаемого и любимого Василия Петровича Чистякова хочет обратиться к его семье со словами поддержки и сожаления, что Василия Петровича сейчас нет рядом с нами, и мы не можем пожать ему руку, поздравить и высказать слова благодарности. Поэтому просим прямых потомков замечательного человека принять за него наши искренние слова признательности, уважения, благодарности и низкий поклон.
Вечная память Вам, Василий Петрович!