Популярное
Максим Брежнев: «Многие принципы реформы министра Н.А. Щелокова актуальны и сегодня»
Вся жизнь — в борьбе
07.03.2019
В 1966 году Министр внутренних дел СССР Н. А. Щелоков назначил на пост начальника Управления борьбы с хищениями социалистической собственности МВД СССР Павла Филипповича Перевозника. В преддверии Дня подразделений экономической безопасности полковник милиции Владимир Николаевич Фролов вспоминает о службе под его началом.
— По моему глубочайшему убеждению, период работы Николая Анисимовича Щелокова в должности Министра внутренних дел СССР, а Павла Филипповича Перевозника — начальником Главного управления по борьбе с хищениями социалистической собственности действительно являлся золотым временем в становлении, развитии службы БХСС, и наиболее успешной деятельности органов внутренних дел, при всеобщем уважении и поддержке большинства советского народа.
Моя личная служба в органах внутренних дел заключалась в чисто оперативной работе по выявлению преступников и преступлений по линиям уголовного розыска и борьбы с хищениями социалистической собственности.
В моей памяти Павел Филиппович навсегда запечатлён как мудрый и дальновидный руководитель, дела и помыслы которого были направлены только к одной цели: не дать преступникам присвоить народное добро и уйти от ответственности. Вместе с тем он сочетал это стремление с постоянной заботой о быте и условиях жизни, работы подчинённых сотрудников, передаче им наиболее передовых методов в работе путём систематического обучения и совершенствования мастерства оперативной деятельности.
На проводимых с его личным участием совещаниях и собраниях, Павел Филиппович никогда не мирился с разгильдяями и лодырями независимо от занимаемой должности, прямо указывал на допущенные и выявленные недостатки. При этом он очень тактично, стараясь не обидеть и не лишить сотрудника желания устранить допущенные ошибки, вёл себя в отношении тех, кто что-то не доделали или упустили вследствие незнания или по независящим от них объективным причинам.
Крайне нетерпимо Павел Филиппович относился к сотрудникам, предающим интересы дела по корыстным или иным конъюнктурным соображениям, входящим в сговор с преступниками и их соучастниками, принимая самые жёсткие меры по их изгнанию из системы органов правопорядка.
Я с глубоким уважением относился к Павлу Филипповичу за присущие ему качества: требовательность к подчинённым, умение дать верную оценку каждому сотруднику и определить его профессиональную значимость и деловые качества, уважение к инициативным и грамотным работникам. За его бескомпромиссность, поистине юношеский азарт и нескрываемый интерес к тонкостям оперативной работы при выявлении расхитителей и взяточников невзирая на их общественное положение.
Но самой, на мой взгляд, важной чертой в характере Павла Филипповича, была его готовность, независимо от исхода для себя, встать на защиту подчинённого в случае предъявления последнему незаслуженных обвинений и принятия в отношении него несправедливых решений.
Одно из твёрдых убеждений Павла Филипповича состояло в том, что доскональное знание причин и условий, способствующих совершению преступлений, является залогом их раскрытия в кратчайшие сроки и успешной борьбы с преступностью вообще во всех её антисоциальных проявлениях.
В ноябре 1973 года я был направлен в столицу Грузинской ССР город Тбилиси в составе бригады Генеральной Прокуратуры СССР для работы по уголовному производству о незаконной деятельности фабрики ширпотреба, обеспечения её мощностей сырьём за взятки в счёт внефондовых поставок из Управления материально-технического снабжения Северо-Кавказского региона. По итогам работы мною была составлена справка по всем обстоятельствам дела и по возвращении в Москву доложена руководству отдела и Павлу Филипповичу.
Ознакомившись с документами о результатах моей командировки, Павел Филиппович пригласил начальника нашего отдела Вячеслава Феофановича Журко и меня к себе в кабинет.
Задав несколько уточняющих справку вопросов и выслушав мои комментарии, он неожиданно заявил:
— Мы, к сожалению, практически ничего не знаем о структуре системы материально-технического снабжения. А ведь к нему привязаны все без исключения отрасли народного хозяйства и, кроме того, имеются большие возможности для совершения одного из наиболее опасных преступлений — взяточничества!
В этой связи, я поручаю тебе, Владимир Николаевич, немедленно приступить к оперативному обслуживанию Госснаба СССР и Госснаба РСФСР. Начни со сбора всей информации по регионам страны об имеющихся сведениях по преступлениям, связанным с данной отраслью народного хозяйства. Обобщай, изучай для последующей выработки рекомендаций региональным аппаратам БХСС по устранению причин и условий, способствующих совершению взяточничества и связанных с ним других преступлений. Да, и вот ещё что. Необходимо, чтобы вся эта информация проходила лично через меня!
С того момента и до самой ликвидации госснабов СССР и РСФСР производилось постоянное оперативное обслуживание указанной системы материально-технического снабжения. Разбирались и систематизировались все имевшиеся в регионах материалы, составлялись детальные рекомендации по борьбе с правонарушениями и преступлениями. Результаты планомерно проводимой в этом направлении работы позволили выявить и привлечь к уголовной ответственности преступников и, что самое главное, предупредить значительное количество готовящихся преступлений и не допустить вовлечения в них большого числа работников различных отраслей народного хозяйства, министерств и ведомств.
Министр внутренних дел СССР Н.А. Щелоков, начальник Управления борьбы с хищениями социалистической собственности МВД СССР П.Ф. Перевозник и заместитель главы МВД СССР, куратор УБХСС Б.А. Викторов
Мимо внимания Павла Филипповича Перевозника не проходило ни одно оперативное, агентурное дело. В любой поступавшей к нему информации он усматривал и определял, опираясь на свой богатый опыт, тенденции конечных положительных результатов по выявлению и разоблачению преступных посягательств на народное достояние. Наиболее престижными для него были те дела, которые открывались, разрабатывались непосредственно работниками Главка, с последующим их распространением по другим регионам и привлечением к этой работе сотрудников местных органов, в целях полнейшего изобличения всех преступников и их соучастников в различных отраслях народного хозяйства, возврата государству похищенных ценностей.
Что скрывать, нередки были случаи, когда необходимость вынуждала Павла Филипповича вставать на защиту своих сотрудников, противодействовать давлению на них со стороны высокопоставленных лиц, преследующих свои личные, порой корыстные цели, а иногда и являющихся в определённой степени соучастниками преступлений.
Вот один из подобных эпизодов.
Летом 1977 года, на основе сообщений состоящего у меня на связи агента «Ахмедова», мною было заведено агентурное дело, получившее условное наименование «Хапуги». В рамках этого дела велась оперативная разработка попавших в наше поле зрения лиц, занимавшихся спекуляцией, мошенничеством, сбытом похищаемых и неучтённых промышленных товаров, продуктов питания, а также организующих и осуществляющих поставки за взятки вне- фондовой продукции по регионам страны.
В ходе реализации этого агентурного дела, а также впоследствии возбуждённого уголовного преследования по статьям 93, 153, 154, 174 Уголовного Кодекса РСФСР, были выявлены преступления в торговой сети, в организациях Госснаба РСФСР, во Внешнеторговой организации «Разноэкспорт», Министерстве внешней торговли СССР и ряде других организаций исполнительной власти.
Изучение официальной деятельности Всесоюзного объединения «Разноэкспорт» Минвнешторга СССР позволило установить, что в эту организацию из различных стран мира поступало в качестве образцов огромное количество разнообразной продукции и различной техники для устройства выставок, на предмет возможного заключения договоров по импорту для министерств, ведомств и государственных организаций. Номенклатура и ассортимент этих товаров были чрезвычайно широки: одежда, обувь, радио-видеотехника, электроника, канцелярские товары и иные дефицитные в то время изделия народного потребления.
Руководил «Разноэкспортом» некто Владимир Суслов, выходец из Кишинёва, ранее служивший там личным водителем Л. И. Брежнева в бытность того Первым секретарём Компартии Молдавии. Это был малограмотный и некомпетентный в экономических вопросах тип. Заместителем министра внешней торговли СССР, кому непосредственно подчинялся «Разноэкспорт», являлся сын Л. И. Брежнева, Юрий. Одним словом, эта организация служила своего рода специальным распределителем, который имели возможность посещать члены семей высокопоставленных работников ЦК КПСС и правительства. Там, фактически за бесценок, ими приобреталось значительное количество списанных по надуманным основаниям выставочных дефицитных товаров. При таком несведущем руководителе как В. В. Суслов, о каком-либо учёте материальных ценностей не могло идти и речи, да никто его всерьёз и не требовал. По различным фиктивным документам признавалось негодным огромное количество высококачественной импортной продукции, которая, по сути, расхищалась и сбывалась по «теневым» каналам.
В условиях разгильдяйства и бесконтрольности из «Разноэкспорта» вывозились похищенные товары сотрудниками хозяйственных организаций (ХОЗУ) ЦК КПСС, КГБ, МВД и многих других госучреждений.
На руководство МВД СССР и на Павла Филипповича Перевозника в том числе оказывалось сильное давление в целях исключения из материалов проверок целых эпизодов, выявленных преступлений и имён их исполнителей в тех случаях, когда среди фигурантов оказывались представители названных выше ведомств. Требовали свести к минимуму последствия по окончанию расследования уголовных дел, под благовидными предлогами добивались отстранения от активной деятельности, как неугодных, инициаторов его проведения и наиболее толковых исполнителей. Как правило, в первую очередь это касалось меня и старшего следователя по особо важным делам Главного следственного управления МВД СССР Савелия Владимировича Матвеева.
С. В. Матвеев дотошно и неподкупно стремился добраться до расхитителей в хозяйственных службах ЦК КПСС, правительства, МВД, КГБ и других органов власти. Его сдерживали любыми путями, невзирая на закон. Так в частности, торопили свернуть следствие в отношении «Разноэкспорта» и поспешно, не доведя до логического завершения, передать «сырой» материал в суд.
Примерно в марте 1978 года, когда расследование у Матвеева шло особо успешно, а я предоставлял ему оперативную информацию по наружному наблюдению за ВО «Разноэкспорт» и внутрикамерной разработке арестованных, меня в конце рабочего дня вызвал к себе Павел Филиппович по агентурному делу «Хапуги».
Лишь войдя в кабинет, я с порога почувствовал озабоченность генерала. Тот был явно не в духе. Взяв у меня дело, положил его перед собой на стол и начал читать, обращая внимание, прежде всего, на сводки наружного наблюдения и внутрикамерной разработки.
Перевозник взглянул на меня коротким, тяжёлым взглядом, глубоко вздохнул и с горечью проговорил:
— Я сколько раз тебе говорил, что в этом деле нужно действовать крайне осторожно. На этом народном добре погрели руки очень важные персоны. Для них что твоя, что моя голова стоят по копейке в базарный день. Нам их отвернут, и никто не будет знать за что, когда и где. Ну, объясни, зачем ты эти сводки показывал Матвееву? Он ведь прёт, как танк. В него стреляют, а пули-то рикошетом бьют по нам. Учти это на будущее!
Потом поднялся, подошёл к окну, молча постоял возле него, ссутулив спину. Вернувшись к столу, грузно и устало опустился в своё рабочее кресло, как-то виновато взглянул на меня и тихим голосом проводил:
— Иди, Владимир Николаевич, работай.
Я понял, что его сильно допекли в руководстве нашего Министерства, а тех — представители высших властных сфер, имевшие свои интересы во ВО «Разноэкспорт», Госснабах СССР и РСФСР, других, обладавших ресурсами, в структурах государственного управления.
Вот в таких непростых условиях приходилось Павлу Филипповичу отстаивать интересы государства и благополучие подчинённых сотрудников. И подобных случаев за период моей службы совместно и под руководством Павла Филипповича Перевозника было немало.
Фролов Владимир Николаевич,
полковник милиции в отставке
Из книги «Реформа и реформаторы МВД СССР», часть IV
Перевозник Павел Филиппович родился в 1925 году в поселке Атаки Молдавской ССР.
В органах внутренних дел с августа 1944 года. Окончил Кишиневскую офицерскую школу МВД СССР, Всесоюзный юридический заочный институт и Кишиневский политехнический институт. Службе в милиции отдал более 40 лет.
В возрасте 19 лет Павел Перевозник был назначен помощником оперуполномоченного Резинского райотдела МВД МССР.
В 1946 году переведен на должность оперуполномоченного в БХСС уездного отдела.
С 1947 по 1949 год — курсант Кишиневской офицерской школы МВД СССР.
В 1956 году назначен начальником Бульбокского райотдела милиции (пригородный район Кишинева). В 1960 году – заместитель начальника Кишиневского городского отдела милиции.
С 1961 по 1964 год работал начальником ОБХСС МВД МССР.
С 1964 по 1966 год — заместитель начальника Управления милиции МВД Молдавской ССР.
С 1966 по 1979 год — начальник УБХСС МВД СССР.
В отставку вышел в 1984 году с должности представителя МВД СССР при МВД Народной Республики Болгарии. Кандидат юридических наук.
Скончался в 2008 году.
Кавалер орденов Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета". Награжден более тридцатью государственными и ведомственными наградами, в том числе зарубежных стран.