Популярное
Максим Брежнев: «Многие принципы реформы министра Н.А. Щелокова актуальны и сегодня»
В. Свистунов: «Оперативная труппа МВД СССР в Чернобыле выполнила свой долг с честью»
26.04.2019
Чернобыльская катастрофа — авария, которая произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции в Украинской ССР. Сотрудники МВД СССР сыграли огромную роль в ликвидации ее последствий. В их числе был начальник Главного управления внутренних дел на транспорте МВД СССР генерал-лейтенант в/с Виктор Семенович Свистунов.
...Шел седьмой месяц полного напряжения труда по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Мы чувствовали: в Москве торопят быстрее закончить работы на станции, чтобы информировать международные организации и общественность о том, что поврежденный атомный реактор закрыт и последствия аварии не так уж велики.
Не приехал Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев в Чернобыль. А вопросов к нему накопилось много. А вот Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Ханс Блике приезжал неоднократно. Он вспоминал: «Мы стояли в 200 метрах от поврежденной станции и были излишне оптимистичными... Наши специалисты были под большим впечатлением от усилий, предпринятых советским руководством для снижения ущерба от аварии. Было определенное замешательство. У меня не проходят восхищения действиями людей, которые вмешались в этот ад, чтобы снизить негативные последствия катастрофы» («Дым над реактором» через пять лет) (Правда. 1991. 26 апреля).
Плохие погодные условия, недостаточная оснащенность ликвидаторов средствами защиты отражались на эффективности работы, особенно на сроках. Не хватало дозиметров, проводилась в основном коллективная дозиметрия. Медицинский персонал не имел соответствующих специалистов. Информация о состоянии здоровья людей давалась врачами, имевшими лишь общее представление о проблеме.
Среди личного состава органов внутренних дел не было отказов или самовольного оставления порученного участка работы. Наоборот, порой приходилось убеждать сотрудников выехать из зоны в связи с длительным пребыванием там. Представители служб МВД СССР быстро вникали в обстановку, устанавливали хорошие контакты с сотрудниками органов МВД Украины и Белоруссии. Проявляли инициативу, в частности, в подготовке проектов представлений и решений Правительственной комиссии.
В ноябре было подготовлено семь таких документов. На основе материалов оперативных групп МВД и Прокуратуры СССР было внесено представление с приложением более десятка фотоснимков о безответственности и попустительстве расхитителям государственного имущества со стороны должностных лиц организаций, подчиненных Министерству энергетики и электрофикации СССР. Председатель комиссии предупредил заместителя министра Ю. Корсуна, других руководителей, что они будут нести личную ответственность за непринятие мер к устранению выявленных нарушений и необеспечение сохранности материальных ценностей, поступающих для нужд станции и строящегося города Славутич. Он также обратил внимание руководителей оперативных групп прокуратуры и МВД на необходимость более оперативно выявлять и пресекать случаи хищений: «У вас достаточно сил и возможностей». Это справедливое замечание. За семь месяцев по линии БХСС было выявлено всего лишь шесть фактов хищений.
При анализе оперативной обстановки мы не обходили вопроса обеспечения сохранности имущества, оставшегося в «отселенных» кварталах городов Припять и Чернобыль. Зарегистрировано 56 преступных посягательств на имущественные права людей, оказавшихся в трагической ситуации и вынужденных покинуть свой домашний очаг. На встречах с заместителями председателей горисполкомов А. Есауленко и В. Мирененко указываем на то, что при дезактивации «отселенных домов» все еще допускается много повреждений балконов, окон и поломки сразу не устраняются, что облегчает преступникам проникновение в квартиры. И совершенно чудовищны и нетерпимы факты мародерства со стороны самих дезактиваторов. Принятые дополнительные меры дали положительные результаты.
Главное управление внутренних дел на транспорте МВД СССР сразу же после сообщения об аварии установило постоянную связь с двумя Украинскими и Белорусским управлениями транспортной милиции, обеспечило информацию о вывозе детей из Чернобыльской зоны, об уровне загрязнения бассейнов рек Припяти и Днепра, о продвижении в район катастрофы дополнительного железнодорожного и речного транспорта. На месте были задействованы 18 круглосуточных постов и КПП, осуществлялось патрулирование соответствующей акватории тринадцатью катерами. С мая по декабрь в зоне работали 12 сотрудников (посменно), майскими первопроходцами были заместитель начальника главка И. Коннов и старший инспектор В. Симонов.
Оперативно-профилактического обеспечения безотлагательно требовал большой объем грузовых перевозок для нужд АЭС, а также строящегося поселка и города Славутич, осуществляемых по железным дорогам и почти 4-тысячньгм составом прикомандированных речников на 13 судах, дислоцированных в порту Зеленый мыс. Сохранность грузов в целом была обеспечена. Но не менее сложной оказалась работа по профилактике злоупотреблений алкоголем среди речников. На общем собрании руководитель «Эскадры» Н. Рудошко по нашему совету внес предложение о введении «сухого закона» на период командировки. Все проголосовали «за», но около двадцати человек не выдержали испытания были списаны с кораблей.
Осложнилось положение на ж/д станции Вильча. В начале ноября здесь скопилось 490 неразгруженных вагонов, и составы продолжали прибывать. В то же время надо было отправлять со станции выведенную из зоны автотракторную технику. В контакте с представителем МПС В. Ганзулей и местными организациями была налажена интенсивная разгрузка вагонов, установлено более равномерное поступление новых поездов с грузами. На станцию стали прибывать вагоны с «финской поставкой» (домиками). Общими усилиями был ликвидирован затор на указанной станции, грузы пошли по назначению, их сохранность обеспечивалась. Все участники этого процесса были удовлетворены результатами совместной работы. Надо сказать, что хозяйственные руководители, представители местных органов власти внимательно относились к просьбам и замечаниям представителей МВД СССР.
Не всем нашим сотрудникам удалось полностью защитить себя от невидимого врага — радиации: не хватало качественных дозиметров, других средств защиты и, возможно, самодисциплины. У восьми ликвидаторов из двенадцати, работавших в Чернобыле, состояние здоровья ухудшилось и им были установлены группы инвалидности. К великому сожалению, отличные сотрудники транспортной милиции, мужественные бойцы со страшной стихией ушли из жизни: В.А. Макаров (был награжден орденом Мужества), А.Т. Соколов, В.А. Климов. Память о них и других товарищах, сгоревших в огне катастрофы, сохранят в своих сердцах благодарные потомки.
Мне, в то время начальнику Главного управления внутренних дел на транспорте, руководителю оперативной группы МВД СССР в том трагическом 1986 году, хотелось бы отметить высокопрофессиональную, слаженную, самоотверженную работу в Чернобыле моих уважаемых коллег: генерала И.А. Коннова, полковников И.М. Иванова, В.И. Матюхи, В.Н. Симонова, Н.М. Свиридова, Е.М. Титова, Е.М. Чеботарева, А.С. Шарапова. Они не утратили оптимизма. Являясь патриотами Отечества, воспитанниками транспортной милиции, в настоящее время они передают свой богатый опыт новым поколениям, активно участвуют в работе ветеранской организации Департамента обеспечения правопорядка на транспорте. Мы говорим молодым сотрудникам: «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей».
Очень кратко позволю себе остановиться еще на одном аспекте. Относительно небольшое число преступлений и нарушений правопорядка в Чернобыльской зоне объясняется в значительной степени активными, профессиональными действиями личного состава МВД Украины и Белоруссии и их опытных руководителей И.Д. Гладуша, В.М. Корнейчука, В.А. Пискарева, начальников управлений транспортной милиции А. И. Шевандина, В.Ф. Груенко и других руководителей.
Тяжелая доля организации огромного объема работ по ликвидации аварии особого типа и снижению последствий катастрофы выпала на долю видного государственного деятеля Б.Е. Щербину. Он выполнил эти задачи, как подобает, с высоким достоинством.
На заключительном заседании Правительственной комиссии Б.Е. Щербина сказал: «Оперативная группа МВД СССР свой долг в Чернобыле выполнила с честью». Эта высокая оценка работы личного состава всех подразделений Министерства внутренних дел, внесших весомый вклад в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
генерал-лейтенант внутренней службы
Виктор Свистунов