Популярное
Максим Брежнев: «Многие принципы реформы министра Н.А. Щелокова актуальны и сегодня»
Ко дню образования органов предварительного следствия МВД
23.04.2020
В 1949 году была издана «Настольная книга следователя». Авторами ее были 17 ученых и 16 практиков. Содержащиеся в этой книге научно-обоснованные рекомендации имели четко выраженную практическую направленность. Из 22 глав 12 были посвящены методикам расследования отдельных видов преступлений. Книга открывалась предисловием, в котором речь шла о задачах следствия и морально-этических нормах поведения следователя. Книга вышла под общей редакцией Генерального прокурора СССР Григория Николаевича Сафонова. 25 тысяч экземпляров были разосланы во все районные прокуратуры Союза с приказом Генерального прокурора, обязывающим каждого следователя в течение двух лет изучить книгу и сдать экзамен, результаты которого помещались в личное дело. В приказе был подробный учебный план, где по главам было указано время на изучение. В становлении следователей-профессионалов эта книга сыграла значительную роль.
Владимир Статкус выступает на центральном телевидении перед активистами комсомольских оперативных отрядов с рассказом о работе следователя. Беседа транслировалась в прямом эфире, вел передачу Анатолий Лысенко
К большому сожалению, этот пример забыт многими «за давностью лет». В 2007 году в МГУ им. М.В. Ломоносова был издан учебник для ВУЗов — «Криминалистика». Из 750 страниц текста в учебнике меньшая часть была посвящена конкретным (практическим) методикам расследования преступлений в экономике. Нет в учебнике анализа практики расследования сложных экономических преступлений, а на базе общих рассуждений невозможно сформировать навыки, необходимые современным следователям. Кажется, что именно поэтому Следственный Комитет России заключил договор о подготовке следователей этой специализации (раскрытие экономических преступлений) не с юридическим факультетом МГУ, а с новым факультетом, созданным в МГУ, — Высшей школой государственного аудита, где была организована кафедра экономических и финансовых расследований. Следователи СКР принимали участие в разработке учебного плана, и они же были приглашены вести некоторые занятия. Это хороший пример связи науки, практики и подготовки кадров. Если совместную подготовку учеными и практиками методических рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений не сделать ведомственным требованием, то учебники по-прежнему будут наполнены «теоретическими рассуждениями», порою лишенными даже здравого смысла. Примеров наукообразия можно, к сожалению, привести множество.
Все изложенное выше можно решить только на законодательном уровне. Этот процесс не должен быть скоропалительным. Его следует осуществить примерно по таким стадиям, как это было сделано с УПК 1960 года. Вначале были разработаны и обсуждены основы уголовного судопроизводства, опубликованные в «Известиях» в 1958 году, и только после этого, с учетом поправок и замечаний, в 1960 году приняты Уголовно-процессуальные кодексы союзных республик. УПК России действовал с незначительными поправками сорок лет.
Определенные проблемы повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений в органах внутренних дел России, по-нашему, нужно решать на ведомственном уровне. Успех в разработке эффективных мер в борьбе с преступностью в МВД РФ может быть обеспечен только в тесной связи и практической направленности трех составляющих: науки, практики и образования (подготовка кадров для системы). Сегодня высшие учебные заведения МВД РФ ежегодно выпускают на службу в полицию и следственный аппарат значительное число сотрудников. Знакомство с учебной литературой позволяет сделать неутешительный вывод, что зачастую в ее основе лежит абстрактная теория, а не обучение практическим навыкам. По-прежнему, например, в учебниках криминалистики методики расследования конкретных преступлений называются «частными» и находятся на задворках науки. К написанию учебников и тем более к преподаванию редко привлекаются практические работники. В свое время подобный подход сочетания теории и практики показал свою эффективность.
В 1999 году в Иркутске была проведена конференция, посвященная проблемам распознавания в процессе расследования. В опубликованном сборнике есть следующий абзац: «Понятие «тактические приемы следователя» представляют собой объект-систему. Этот объект-система, подчиняясь приведенному закону системности, входит в определенную систему объектов данного рода в качестве структурного элемента этой метасистемы (системы систем)». Но это было в Иркутске и давно. В конце октября 2008 года в МГУ им. М.В. Ломоносова прошла конференция «Криминалистика в системе правоприменения». В своей статье, посвященной этой проблеме, профессор кафедры криминалистики В.Я. Колдин написал: «Центральным элементом структуры правового решения является формирование правовой фактологической матрицы и их аутентификация на основе технологий верификации».
Студенты, не понимая смысла таких «определений», говорили: чтобы сдать экзамен, они заучивали их наизусть, так как своими словами их передать нельзя. Все это приводит к утрате интереса к криминалистике не только студентов юридических ВУЗов, но и «даже юристов-практиков».
В 1957 году была издана в переводе с английского языка книга «Раскрытие преступлений». В ней более 200 страниц отведено методике расследования убийств. В предисловии к ней профессор С.П. Митрачев, один из ведущих советских криминалистов прошлого века, написал: «Для советского читателя представляют собой особый интерес разделы книги, где авторы подробно и со знанием дела описывают способы собирания и закрепления вещественных доказательств. При этом, излагая основы криминалистической техники, авторы удачно увязывают рекомендации о том, где и как искать следы и другие доказательства с организационными мероприятиями по проведению первоначальных следственных действий». Следует особо подчеркнуть, что Степан Петрович Митрачев, рецензируя книгу, не преминул отметить: «Книга А. Свенсона и О. Венделя написана простым и ясным языком...», чего, к сожалению, нет во многих статьях и учебниках, написанных современными криминалистами в России. О чем и было сказано.
Для выполнения задачи — разработки методик раскрытия и расследования отдельных категорий преступлений — в МВД России необходимо, как уже отмечалось, создать ведомственную целевую программу, сделав куратором, ответственным за подготовку ВЦП, ее внедрение в практику и преподавание соответствующих учебных дисциплин, одного из руководителей Министерства. Как это было сделано с упомянутой «Настольной книгой следователя», изданной под общей редакцией Генерального прокурора СССР Сафонова Г.Н. и направленной на места для изучения всеми следователями, с его приказом. На наш взгляд, после того как Федеральный закон «Об оперативно-розыскной Деятельности» был издан в открытой печати, к участию в подготовке методик раскрытия и расследования отдельных видов преступлений обязательно следует привлекать не только специалистов в области уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, но и специалистов в области науки и практики оперативно-розыскной деятельности. В методиках должны быть разработаны практические рекомендации по взаимодействию.
Отвечая 24 мая 2012 года на вопросы корреспондента газеты «Известия», будет ли он работать со старыми кадрами или прибегнет к кадровой чистке, Министр внутренних дел В.А. Колокольцев сказал: «Я буду работать с порядочными профессиональными людьми, избавляться от тех, кто запятнал себя чем-либо и не способен профессионально выполнять взятые на себя обязательства».
Следует подчеркнуть, что уровень порядочности закладывается, во всяком случае, должен закладываться во время учебы.
В целях повышения эффективности подготовки следователя к практической работе в рамках ученого заведения необходимо кардинально изменить сроки и качество прохождения практики. Она должна проходить по строго разработанной программе, под контролем руководителей следственных и кадровых служб и постоянным надзором руководителя практики от учебного заведения. Если на практике курсанта «учат» разносить повестки, подшивать дела, иногда даже выступать в роли понятого, то ждать от него быстрого превращения в порядочного профессионала вряд ли возможно.
В заключение следует подчеркнуть, что реформирование следственной службы в сегодняшней России может дать положительный эффект и экономию государственных средств только в том случае, если оно будет осуществляться при взвешенном, продуманном и всестороннем подходе с обязательным учетом и отечественного исторического, и зарубежного опыта.
Владимир Статкус, Заслуженный юрист России, кандидат юридических наук, генерал-майор милиции в отставке
Лев Федоров, председатель Совета ветеранов Следственного департамента МВД РФ, полковник юстиции в отставке