Популярное
Максим Брежнев: «Многие принципы реформы министра Н.А. Щелокова актуальны и сегодня»
Человек с большим сердцем. Генерал-майор Эрдни Бакланов
05.10.2020
Для органов внутренних дел 70-80-е годы XX века были, как говорят в милицейской среде, «золотым» периодом времени. В те годы происходило профессиональное становление будущего министра внутренних дел Калмыцкой ССР Эрдни Улюмджиевича Бакланова, которому пришлось поддерживать правопорядок в республике в хаосе и разрухе 90-х годов.
Эрдни Улюмджиевич Бакланов
Николай Анисимович Щелоков, заняв должность Союзного министра, за короткий срок совершил революцию в системе органов внутренних дел: милиционерам в разы повысили зарплату, выдали новое обмундирование, стали строить для семей дома, появились ведомственные детские сады. Кроме того, сотрудники милиции имели право на бесплатный проезд в общественном транспорте, раз в год оплачивался проезд на время отпуска на любом виде транспорта. При Щелокове очень большое внимание уделялось культуре и образованию сотрудников милиции. Прекрасно помню приказ Министра МВД СССР Н.А. Щелокова за № 235 от 3 июня 1969 года «О вежливом и внимательном отношении работников милиции к гражданам» — мы его знали, как солдат в царской армии знал «отче наш». Одно за другим в Советском Союзе в 70-х годах стали появляться специализированные учебные заведения, средние и высшие школы милиции. В это же время была образована Академия МВД СССР — учреждение для подготовки руководящих кадров. Как правило, руководящие кадры в органы внутренних дел направлялись из обкомов и райкомов партии, совминов и комсомола.
По инициативе Щелокова были созданы художественные произведения о деятельности милиции в виде фильмов и книг, ставших классикой жанра. Одним из самых любимых для советских людей в те времена был праздничный концерт ко Дню милиции, который смотрела вся страна.
Безусловно это повлияло на отношение общества к милиции, которая благодаря таким усилиям стала действительно народной. Не в последнюю очередь это послужило одной из причин, по которой многие молодые люди, воспитанные на подвигах книжных и экранных героев-милиционеров, шли на службу в органы внутренних дел по убеждению и призванию.
Если Берия заставил людей трепетать перед милицией, то при Щелокове стали говорить: «Моя милиция меня бережет!»
Отбор кадров на службу в милиции ужесточился, для работы милиционером ППС уже требовалось как минимум наличие среднего образования. Как раз об одном из таких сотрудников, начинавших свою трудовую деятельность в начале 70-х годов прошлого столетия, впитавшего в себя все те качества и принципы, которые были заложены во благо служения народу и советскому обществу Н.А. Щелоковым, и пойдет речь.
Родился Эрдни Улюмджиевич Бакланов 1 марта 1944 года, в селе Соколово Бийского района Алтайского края, в те суровые и трудные ссыльные годы для калмыцкого народа. В этот день у мамы Эрдни Сюли Бюрчиевны начались схватки. Отец, Улюджи Бакланович Бакланов, в прошлом начальник РОВД, вместе со своей сестрой срочно повезли ее в больницу. По дороге Сюля родила девочку, а уже в фельдшерском пункте родился мальчик. Девочку назвали Халга (дорога), а мальчика Эрдни (драгоценность). Так в семье Баклановых нежданно появилась двойная радость — родились сразу девочка и мальчик. По рассказам друга детства Эрдни, заслуженного артиста Калмыцкой АССР и России, Юрия Урубжуровича Ильянова, Эрдни в раннем детстве, бегая по улице, изображал самолет, при этом крича: «Я летчик Валерий Чкалов!» Мальчик всем говорил, что, когда он вырастет, непременно будет летчиком, как Валерий Чкалов! Отец вместо сказок рассказывал детям разные истории, в том числе и о легендарном летчике, подвиги которого запали в душу маленькому Эрдни. Все мальчишки и девчонки звали его Валеркой. Не хотела ни в чем отставать от брата и его двойняшка Халга, которая тоже потребовала от родителей дать ей русское имя. Так Халга стала Людмилой.
Когда в школе учительница стала знакомиться первоклассниками, она обратилась к Эрдни по его настоящему имени. В ответ на это одноклассника мальчика в один голос закричали, что его зовут Валерка. А Халга заявила, что ее зовут Людой.
Вернувшись на родную землю, Эрдни окончил среднюю школу в Элисте, затем поступил в Кубанский сельскохозяйственный институт на факультет механизации. После второго курса Эрдни призвали в ряды Советской Армии. Три года срочной службы прошли на территории Астраханской области. После армии юноша продолжил учебу, совмещая ее с профессиональным занятием споротом. Эрдни занимался борьбой самбо, став мастером спорта СССР. В его копилке, кроме звания чемпиона Краснодарского края, были несколько призовых мест различных всесоюзных студенческих турниров.
После окончания института Эрдни вновь призвали в Советскую Армию, но уже в качестве офицера. Два года он отслужил в качестве командира взвода инженерных войск в Белой Церкви под Киевом. Отслужив, Эрдни принял твердое решение устраиваться в органы внутренних дел.
Работу в советской милиции Эрдни Улюмджиевич начал с должности инженера организации дорожного движения ОГАИ МВД Калмыцкой АССР. Шесть лет возглавлял Регистрационное подразделение ГАИ МВД КАССР. Именно в этой должности Эрдни Улюмджиевич Бакланов проявил себя как требовательный руководитель. Его строгий взгляд через стекла роговых очков выдержать было непросто. В республике укоренилась молва, что с Баклановым бесполезно договариваться. Чтобы получить водительское удостоверение, необходимо было хорошо готовиться к экзаменам, зубря теорию. Именно поэтому, в бытность его работы начальником РЭО ГАИ, качество подготовки водителей в автошколах было на высоком уровне, и новички редко становились виновниками дорожно-транспортных происшествий.
Когда он занимал должность заместителя начальника ГАИ МВД Калмыцкой АССР Эрдни Улюмджиевича, коллеги всегда отмечали его как эрудированного профессионала высокого уровня. Давая поручение сотрудникам, он сам вникал до мельчайших тонкостей в любое дело, стараясь разобраться и помочь подчиненным.
Академию МВД России Бакланов окончил с отличием, а его фотография до сих пор висит на доске почета в Академии Управлении МВД России. После ее окончания Эрдни Улюмджиевич был назначен на должность начальника отдела охраны общественного порядка, а в 1987 году — заместителя министра МВД КАССР.
В 1990 году Бакланов Эрдни Улюмджиевича назначили министром внутренних дел Калмыцкой ССР. Это был самый сложный период для страны, развал СССР и, как следствие, расслоение общества, безработица, разгул преступности.
В конце 1991 года родилось новое государство —Российская Федерация. В новой стране было много непонятного, старые законы не работали, новые еще не приняли. Все это порождало хаос и беспорядке.
А после высказывания Президентом России Борисом Ельциным его знаменитой фразы в обращении к субъектам Российской Федерации: «Берите себе столько суверенитета, сколько унесете…» появилась опасность утраты целостности государства. В таких условиях органам внутренних дел пришлось столкнуться с новыми вызовами. В тот период были созданы новые подразделения: отделы (управления) по борьбе с наркотиками, управления организованной преступности. Если при советской власти с преступностью боролись сообща: коллективы предприятий и организаций, народные дружины, то после развала Союза милиция осталась один на один с резко возросшей преступностью. Конечно же и маленькая степная республика не осталась в стороне от негативных тенденций смутных времен, происходивших в стране. К слову, в спокойные советские времена убийства в регионе совершались в среднем около 15 раз в год, тогда как в начале 90-х годов эта цифра увеличилась неоднократно и достигала отметки в 90-100 случаев. Министр Бакланов понимал всю опасность ситуации, понимал, что дальше по старинке работать уже нельзя. По его мнению, с разгулом преступности могли справиться только настоящие профессионалы. И Эрдни Улюмджиевич начал с обучения кадров, направляя группы следователей, оперативных сотрудников, подразделения общественной безопасности в те регионы, которые успешно справлялись с преступностью. Например, отдел охраны общественного порядка перенял опыт своих коллег из Тамбовской области.
В середине 90-х годов в некоторых районах республики на автодорогах федерального значения стали происходить грабежи, разбои и убийства водителей-дальнобойщиков, которые имели не только общественный резонанс, но также поставили под удар репутацию и профессионализм калмыцкой милиции. Глава калмыцкой милиции поставил задачу оперативникам организовать на дорогах засады, а подразделениям ГАИ и СОБР обеспечить круглосуточное дежурство на постах ДПС. Созданные специальные экипажи вели постоянный мониторинг ситуации на автотрассах через водителей проезжавших транспортных средств. В случае появления информации о вынужденной остановке большегрузов на дороге из-за проколотых шин группы осуществляли экстренный выезд на указанный участок трассы. Экипаж из сотрудников Госавтоинспекции и спецназа находился рядом с водителем-дальнобойщиком до тех пор, пока фура самостоятельно не начинала движение.
Необходимо отметить, что злоумышленники специально разбрасывали на пустынных участках дорог самодельные приспособления для прокола шин, чтобы потом напасть на водителей. Зачастую бандиты попросту убивали водителей, чтобы завладеть грузом. Действовали преступники дерзко, нагло, а порою и с особым цинизмом. Вспоминается случай, когда таким образом подвергся нападению большегруз с ценностями, водитель которого был убит, а впоследствии сожжен. Принятыми милицией мерами злоумышленники были задержаны и вскоре предстали перед судом, получив длительные сроки, а на дорогах республики восстановилось спокойствие. В те времена, благодаря грамотной организации работы, МВД Калмыкии традиционно входило в пятерку преуспевающих подразделений.
Еще одно громкое и резонансное преступление, которое всколыхнуло общественность не только республики, но и страны — убийство журналистки Ларисы Юдиной. Первым заместителем МВД России В.А. Васильевым преступление было взято на особый контроль. Оперативный штаб по раскрытию резонансного преступления возглавил руководитель республиканского МВД генерал-майор милиции Э. Бакланов. В итоге, преступление было раскрыто менее чем за сутки.
При четком руководстве министра Бакланова практически все неочевидные тяжкие преступления раскрывались на 100%. Неспроста 2 декабря 1997 года заместитель министра МВД России генерал-лейтенант И. Кожевников вручил переходящее Красное знамя Министерству внутренних дел Республики Калмыкия, торжественно передав его министру внутренних дел Калмыкии генерал-майору милиции Э.У. Бакланову. При этом И. Кожевников отметил, что калмыцкое МВД достойно решает задачи для создания необходимых условий по обеспечению безопасности и защиты граждан от преступных посягательств.
Эрдни Улюмджиевич Бакланов, занимая высокий пост и имея определенный статус, оставался для друзей Валерой. Среди его друзей были как ученые и должностные лица, так и простые работяги, шоферы, инженеры.
В большом коллективе он создал здоровую атмосферу. В свободное время, вспоминая спортивное прошлое, проводил физическую подготовку с руководящим составом. Мы до сих пор помним интенсивные разминочные упражнения под его руководством перед игрой в мини-футбол. Мы играли на вылет, для этого он делил нас на три команды. После окончания трудового дня он спускался в спортзал, где его уже ждал для совместных занятий заместитель Председателя регионального «Динамо» Игорь Гальченко, знаменитый в прошлом спортсмен, обладатель Кубка «Золотое копье России».
Надо сказать, у Эрдни Улюмджиевича была феноменальная память, он знал почти всех по именам и фамилиям вплоть до рядовых сотрудников. Часто подходил сам, здороваясь со всеми за руку, он был очень внимательным к людям. Наверное, именно из-за таких человеческих качеств, его уважали не только в республике, но и за его пределами. При его руководстве сотрудники ведомства выигрывали всероссийские турниры и чемпионаты по футболу, рукопашному бою. Помимо физической подготовки сотрудников милиции, он уделял большое внимание молодежи, поддерживая и помогая развитию детского спорта.
В спортивном зале МВД занимались дети сотрудников милиции и дети из неблагополучных семей, многие из которых в будущем связали свою жизнь с правоохранительными органами.
Одна из воспитанниц нашего «Динамо», Алина Макаренко, стала олимпийской чемпионкой, ее тренером была сотрудница МВД Людмила Гальченко, впоследствии ставшая заслуженным тренером РФ. К слову, сам Эрдни Улюмджиевич был первым Президентом республиканской Федерации художественной гимнастики.
Эрдни Улюмджиевич был примерным семьянином, нежно и трепетно любил свою жену Галину Бембеевну, сына, дочь, сестер и своих братьев. Кстати, двойняшка Эрдни Улюджиевича Халга Улюмджиевна много лет проработала в должности заместителя министра Культуры Калмыкии, а в настоящее время находится на заслуженном отдыхе. Сестра написала книгу о своем брате «Право на память генерала Бакланова». Дочь Саглара возглавляет один из банков Москвы, сын Савр продолжает работу в органах внутренних дел. Внучка Аня, окончив МГУ, работает в Москве, внук Валерий (назван в честь деда) является студентом Академии Народного Хозяйства при Правительстве.
Эрдни Улюмджиевич был страстным книголюбом и библиофилом, у него дома за годы жизни скопилась приличная библиотека. Горько осознавать, что в нынешнюю эпоху интернета молодежь интересуется книгами за редким исключением и практически их не читает.
Близкие друзья помнят, как часто Бакланов произносил фразу: «Работа для меня — все, без работы я и года не протяну…»
15 июня 2001 года Эрдни Улюмджиевича не стало. Почти 10 лет он возглавлял министерство внутренних дел Республики Калмыкия. Это были самые, наверное, трудные годы становления молодого государства и в эти лихие 90-е он смог не просто удержать правопорядок в республике, но добился того, что руководимый им коллектив всегда занимал первые позиции в рейтинге среди 89 субъектов Российской Федерации.
В его память по сей день проводятся турниры по рукопашному бою, футболу, а улица в одном из райцентров региона носит его имя. Да и люди в республике старшего поколения с большой теплотой вспоминают его как лучшего министра республиканского МВД и человека с большим сердцем.
Николай Манжиков